Яой это уникальный, сугубо японский мета-жанр манги и
аниме для девушек. Само слово "yaoi" - сокращение от фразы "Yama nashi,
ochi nashi, imi nashi", то есть - "Ни кульминации, ни смысла, ни
развязки". Изначально это был уничижительный фэнский термин, однако
сейчас он приобрел расширительное и почти научное значение.
В
общем случае, яой - это манга и аниме, описывающие любовные отношения
между юношами или мужчинами. Для того, что понять, почему этот
мета-жанр появился и как он исключительно популярен, нужно обратиться к
истории японской культуры и манги.
В отличие от христианской
европейской культуры, японская культура никогда не считала
гомосексуализм чем-то зазорным. Наоборот, некоторые трактаты по бусидо
утверждали, что настоящему самураю более пристали отношения с другим
самураем, а не с женщинами, близость с которыми может отвлечь воина от
строго исполнения своего долга.
К тому же, японская эстетика
утверждала, что красивый мужчина - это мужчина "женственный",
привлекательный, культурный, но никак не мускулистый громила. Именно
такими были герои классических японских эпических произведений
(например, "Повести о Гэндзи"), и именно им стремилась подражать
культурная молодежь. Так получилось потому, что эти эпосы создавали не
мужчины, как это было в Европе, а женщины, которые придавали любимым
героям собственные черты.
После Реставрации Мэйдзи жизнь
Японии круто изменилась. Была введена строгая цензура по европейскому
образцу. Но сами представления о негреховности гомосексуальных
отношений цензурой было не изменить.
Когда благодаря Тэдзуке
начался расцвет манги после Второй мировой войны, на арену очень быстро
вышли мангаки-женщины, которые не хотели писать так и о том, о чем
писали мангаки-мужчины. Их интересовали более "женские" темы - любовные
треугольники, драмы, трагедии. Но все та же японская культура была
очень строга в отношении роли девушки в любовных отношениях. Она не
могла проявлять инициативу, а могла только вяло реагировать на мужские
ухаживания. Это не давало простора для фантазии авторов.
В
пику культурным ограничениям была разработана концепция
"девушки-юноши". Сначала, у того же Тэдзуки или у Икэды Риёко в "Розе
Версаля" [Berusaiyu no Bara] (1972-1973) это была девушка,
переодевающаяся в юношу. Потом возникло еще более радикальное решение -
юноша, ведущий себя в любовных отношениях как девушка. Создателями
этого варианта стали Хагио Мото в манге "Сердце Томаса" [Thomas no
Shinzou] (1972) и Такэмия Кэйко в манге "Песня ветра и деревьев" [Kaze
to Ki no Uta] (1974).
Важно отметить, что это была именно
"женская" манга, которая рисовалась женщинами для девушек. Настоящие
японские гомосексуалисты обычно отрицательно относятся к яою. Однако
среди японок он пользуется постоянным успехом. В настоящее время яой
стал мета-жанром, то есть, он бывает и комедийным, и драматическим, и
детективным, и фэнтезийным, и научно-фантастическим.
Вскоре в
дополнение к профессиональной манге такого рода появилась и
любительская, которую, собственно, изначально и назвали "яой". Обычно
любительский яой - это манга об известных красавцах (персонажах
популярных мужских манга- и аниме-сериалов), вступающих в
гомосексуальные отношения. Ее стали называть "яой", потому что, в
отличие от сёнэн-манги, любительская сёдзё-манга реже следовала
классическим представлениям о строении литературного произведения
(особенно триаде "завязка-кульминация-развязка"), но зато содержала
откровенные эротические и порнографические гомосексуальные сцены.
Первым сериалом, по мотивам которого появилось много яойной манги, был
ТВ-сериал "Мобильный воин ГАНДАМ" [Kidou Senshi Gundam] (1979-1980).
Некоторые последующие сериалы из эпопеи "ГАНДАМ" создавались с учетом
манги такого рода, и юноши-главные герои становились более
привлекательными.
Со временем яойные темы стали проникать и в
"традиционные" аниме-сериалы на любовные темы. Так, персонажей и сцены
такого рода содержат ТВ-сериалы "Таинственная игра" и
"Мальчик-мармелад". Полностью яойного аниме немного, но в последние
годы его становится все больше.
Юри Если мужской
гомосексуализм в его яойной версии стал весьма популярной темой манги и
аниме, то женский гомосексуализм до сих пор остается в загоне. Конечно,
хентайные комиксы и анимация пестрят изображениями девушек,
занимающихся сексом, но на то это и хентай, что художники
концентрируются на изображении женской распущенности и сексуальной
одержимости, а не подлинных любовных чувств.
Одной из первых
подняла эту тему вышеупомянутая Икэда Риёко в манге 1973 года
"Уважаемый старший брат..." [Onii-sama e...]. Характерно, что действие
сериала развивалось в стенах закрытой частной школы. В таких же
учреждениях жили и герои первых яой-проектов, только их школы были
мужскими. Манга Икэды была превращена в телесериал только в 1991 году,
когда в Японии появились кабельные каналы. Слишком уже серьезной и
нестандартной была тема проекта.
Как и в случае с яоем, хотя
первые образцы жанра появились в коммерческой манге, название
направлению дали додзинси-проекты. После выхода в середине 1980-х
книжного и ТВ-сериала "Грязная парочка" [Dirty Pair] рынок любительской
манги заполнили произведения о любви главных героинь сериала - Кэй и
Юри. Действительно, хотя в оригинале обе были строго гетеросексуальны,
их тотальное невезение с мужчинами и "неженственные" характеры давали
массу поводов для спекуляций. Поскольку это была первая "эпидемия"
лесбийских додзинси, нарисованных девушками для девушек, то направление
в целом получило название "юри" (yuri) - в честь одной из главной
героинь парочки.
Хотя с тех пор прошло уже почти 20 лет, юри
продолжает оставаться преимущественно додзинси-жанром. Приятные
исключения - коммерческие проекты "Красавица-воин Сейлор Мун" и "Юная
революционерка Утэна". Характерно, что к созданию их аниме-версий
приложил руку один и тот же человек - режиссер Икухара Кунихико.
Разновидности яоя и юри
По названию первого японского журнала, активно его публиковавшего,
коммерческий яой получил второе название - "дзюнэ" (June). Журнал
"June" специализируется на публикации романтического яоя, в котором
большую часть повествования занимают выяснения отношений между
персонажами и различные приключения, а изображение секса подчинено
прочим художественным задачам. Поэтому среди яой-отаку слово "дзюнэ"
используется как синоним термина "сёнэн-ай" (shounen ai - "юношеская
любовь") и обозначает "романтический яой".
Лесбийским аналогом
сёнэн-ай является, естественно, "сёдзё-ай" (shoujo ai - "девичья
любовь"). Он так же отличается от юри, как сёнэн-ай - от яоя.
Сравнительно новым течением в додзинси-яое считается "сётакон"
(shotakon). Этот термин происходит от распространенного детского
мужского имени "Сётаро" и обозначает яой, одним из персонажей которого
является не юноша, а мальчик, не достигший половой зрелости.
Персонажи яоя
Как нетрудно предположить, персонажи яоя делятся на три больших группы
- пассивные, активные и меняющие половые роли. Последние встречаются
достаточно редко.
Активные персонажи называются "сэмэ" (seme,
от semeru - "нападать"). Пассивные персонажи называются "укэ" (uke, от
ukeru - "принимать"). В записи имя активного персонажа пишется первым,
а имена персонажей разделяются символом "x". Например: "отношения Хииро
x Дуо в додзинси по мотивам ТВ-сериала "Мобильный ГАНДАМ Дубль-вэ".
Наиболее поэтичные любительницы яоя используют также слова "тэнси"
(tenshi - "ангел") для обозначения пассивного персонажа и "акума"
(akuma - "демон") для обозначения активного персонажа. Кстати, любовь
ангелов и демонов - очень популярный сюжет яоя. Жанр, повествующий о
такой любви, называется "тэнси-ай" (tenshi ai - "ангельская любовь").
Инициатором отношений может быть как "укэ", так и "сэмэ". Последний
вариант встречается чаще, зато первый является каноническим для
коммерческого яоя.
При создании додзинси определение того, кто
из персонажей будет пассивным, а кто - активным, обычно не основывается
на характерах персонажей. Гораздо чаще применяется "Правило роста" -
активным становится высокий персонаж, а пассивным - низкий. В тех
случаях, когда очень хочется изобразить высокого персонажа в качестве
"укэ", его "занижают".
В яой-додзинси нет границ для
запретного и невозможного. Постоянно встречаются различные формы
садомазохизма и инцеста. Иногда действие переносится в альтернативную
реальность.
Как и в классическом коммерческом яое, в
додзинси-яое обычно не бывает "счастливого конца". Отношения между
персонажами обычно либо кончаются смертью одного из них, либо
трагическим разрывом. Это, с одной стороны, протест против
предопределенности хэппи-энда обычной сёдзё-манги, с другой стороны -
отражение неоднозначности отношения к однополой любви в японской
культуре.